Фридрих Беккер: вина, требующие изучения
Мало кто интересуется «новой музыкой», [1] авангардным течением в классической музыке. К примеру, Ансамбль новой музыки Цюриха. Вряд ли, прослушав то или иное музыкальное произведение этого ансамбля, вы поймете его без подготовки. Вы не сможете насладиться этой музыкой, если вы только не знаток и не ценитель этого направления. То же самое и с вином. Есть вина, которые стоит детально изучать, чтобы понять их истинное величие. Вина для немногих знатоков. Такие вина производит винодельня Фридриха Беккера из немецкого винодельческого региона Пфальц, который расположен прямо на эльзасской границе.
Родовое имение было создано в середине 1960-х годов. Фриц Беккер — тут его называют Старший — в молодости путешествовал по Бургундии — родине «нового вина», если мы снова хотим сравнить виноделие с музыкой. Бургундия – место, где виноград расскажет гораздо больше. Однако такие вина гораздо вкуснее, если у вас есть базовые знания о них.
Во время своей первой поездки в Бургундию в 1965 году Фриц Беккер посетил виноградник Clos de Vougeot, один из самых известных виноградников в регионе и, возможно, во всем мире. Это не просто виноградник, а самая настоящая Венская государственная винная опера. «Именно тогда я увидел, что у них такие же почвы, как и у нас! Известняки и глина – и я внезапно понял, что мы тоже можем так же успешно выращивать Пино Нуар», — рассказывает Беккер.
В этой поездке он купил две бутылки Clos Vougeot и выпил их со своими друзьями по дороге домой. Так начался длительный, формирующий опыт, основанный на знании, что почва, на которой вырос этот виноград, была такой же, как и у него дома. И уже более 50 лет Беккер поддерживает концепцию вин Бургундии.
Конечно, можно подумать, что Беккер хотел производить в Пфальце вина, которые по вкусу напоминают бургундские Romanée Conti. Ничего подобного. Так же, как и композиторы «новой музыки» хотят создавать что-то авангардное, опираясь на классику, Беккер не хочет полностью и слепо копировать бургундское, а, скорее, создавать и продвигать идеальное вино своего региона.
У любого великого вина должна быть своя «визитная карточка», отличительна особенность, которую знают все. И это вовсе не вкус, а сама концепция виноградников, которая обеспечивает удивительный урожай винограда, его выдержка, которая роднит Беккеров и Бургундию, конечно же, сам сорт, пино нуар, а так же природа почв.
Для Беккера прекрасным образцом для подражания в данном случае является Domaine de la Romanée Conti. В 1968 году — во время второй поездки в Бургундию — он впервые посетил это легендарное винодельческое производство.
Фриц Беккер рассказывает об этой поездке с таким благоговением и восторгом, что оно даже изумляет, учитывая строгий образ этого уверенного жителя Пфальца, предпочитающего сигары Brisago.
По сей день он опирается на опыт Domaine de la Romanée Conti – культовой винодельни, которые многие в мире считают лучшем производителем красных вин.
Первое, что сделал Беккер, вернувшись из Бургундии — высадил лозы пино нуара на старых участках в районе деревни Швайген. Там и по сей день располагается один из первых виноградников Беккеров – Каммерберг. Однако, к середине 1960-х он полностью зарос, т.к был заброшен со времен войны. Беккер получил посадочный материал из Кайзерштуля и из швейцарского Научно-исследовательского Центра в Веденсвиле и начал рекультивацию виноградника.
«Мой отец хотел выращивать гевюрцтраминер, — рассказывает нам Фридрих Беккер-Старший. — В то время этот виноград продавался кооперативами по высокой цене». Отец Беккера был сторонником кооперативной системы и был председателем немецкого кооператива Weintor. Новшества, предложенные сыном, ему не понравились.
Первые годы были для Фридриха Беккера тяжелыми. Поскольку новую музыку понимают немногие, спрос на немецкие вина в начале 1970-х был довольно низким.
«Мои первые вина были кислотностью 11 промилле и имели 10% алкоголя», — рассказывает он нам. Для тех, у кого нет энологического образования, поясним: эти вина были действительно кислыми и жидкими.
Но Беккеру удалось то, что его отец и многие коллеги считали невозможным. Он нашел клиентов для своей продукции в то время, когда вся Германия пила только сладкие вина. Это были эксперты, с которыми познакомил его друг. «К счастью, они были заинтересованы и хотели узнать мои сухие терруарные вина. Самым большим комплиментом в тот период для меня было, когда однажды покупатели позвонили мне и сказали, что накануне выпили две бутылки моего вина, а утром проснулись без головной боли».
В это же время была создана этикетка для вин Becker. Она иллюстрирует момент из народной сказки о лисе, который хочет полакомиться виноградом, однако из-за своих коротких лап не может дотянуться до ягод. Но лис – хитрый зверь, он не хочет опозориться, признав, что просто не смог достать ягоды, и говорит другим животным, что такой виноград никому не нужен, потому что он кислый и невкусный. И гордо задрав голову, лис победителем уходит в лес. Но Фридрих Беккер никогда не был таким лисом.
По сей день Старший отвечает за виноградарство, а его сын с таким же именем и логичным прозвищем Младший заботится о погребе.
Производство здесь щадящее и экологичное, природа сама делает свое дело. Лозы свежие и зеленые, между ними свободно растет трава, а удобрения используются редко и более чем осторожно. С одной стороны, потому что так делают в Бургундии, с другой — потому что для Беккеров все остальное не имеет смысла. «Я должен идти своим путем», — говорит Старший, когда мы спрашиваем его, почему он не стремится к органической сертификации. Похоже, что этот винодел и его вина просто нуждаются во «встречном ветре», чтобы оставаться в отличной форме. Сразу понятно, что наше сравнение современного композитора и классика не кажется таким уж надуманным. Создавать приятную и понятную музыку так же легко, как делать приятное и понятное всем вино. Но это не путь Беккеров. Каммемберг, первый виноградник Беккера – родина прекрасных, филигранных вин, которые не имеют ничего общего с популярными винами на рынке. Однако у Каммемберга есть свои фанаты, которые утверждают, что это вино еще вкуснее и понятнее, если знать все перипетии его истории. Это и есть «новая музыка».
Но сегодня во всех прайс-листах вина Каммемберга идут под маркировкой «KB».
Самой острой проблемой в последние годы стало географическое наименование вин. Строго говоря, те большие территории, которые Старший рекультивировал в юности, расположены во французском Эльзасе. Так, Каммерберг — старый виноградник недалеко от Швайгена, который когда-то принадлежал монастырю Вайссенбург. Сам монастырь, Вайссенбург или, по-французски, Висамбур находится по соседству, во французском Эльзасе, в живописной долине.
Во время двух мировых войн это место и его окрестности были оккупированы немцами, а с 1945 года Вайссенбург и виноградники, расположенные прямо над ним, снова перешли Франции. Виноделы Швайгена были изгнаны. «После войны у нас были другие заботы, кроме этих виноградных лоз, — говорит Фридрих Беккер. — А французы не очень хотели видеть на своей земле немецких виноградарей».
Лишь в 1957 году они смогли снова арендовать виноградники у Вайссенбурга.
Вайссенбург и Швайген-Рехтенбах теперь хорошие соседи, и, как и раньше, поддерживают дружеские отношения и открытые границы. Только виноградник Каммерберг, расположенный во Франции и управляемый немецкими виноделами, все так же является камнем преткновения.
Привезти французский виноград в Германию и сделать из него немецкое вино никогда не было проблемой, но власти ФРГ категорически не хотят, чтобы немецкий продукт имел французское защищенное наименование.
«Вино немецкое, потому что мы провозим виноград через франко-немецкую границу, — говорит Младший. — Так мы делаем уже 800 лет».
Пару раз прокуратура бесцеремонно прерывала работу винодельни, даже ограничивала продажу вина. Беккерам пришлось использовать французские акцизы, чтобы все-таки продать свою продукцию.
Сегодня семейной винодельне Беккеров, по крайней мере, разрешено маркировать вино из Каммерберга буквами «KB». И Фридрих Беккер, конечно же, не успокоится, пока не сможет снова нанести немецкий Каммерберг на этикетку.
Автор: Беньяамин Херцог
Перевод: Лилия Ост
[1] Понятие « Новая музыка » ( нем. Neue Musik ) ввел в 1919 году немецкий музыкальный критик и дирижер Пауль Беккер. «Новая музыка» обобщает различные авангардные течения в европейской академической музыке XX в., она не подразумевает никакой определённый стиль, характерная ее черта — преодоление классико — романтической традиции в области формы, расширение арсенала средств музыкальной выразительности, поиски новой гармонии , мелодики, ритмики, оркестровки.