Как борются с изменением климата в Бордо?
Изменение климата меняет регион Бордо, и это нельзя игнорировать. Его океанический климат смягчил потепление и на некоторое время сохранил стабильность. Но с 2010 года темп потепления ускорился, и теперь Бордо должен адаптироваться.
Поначалу эффект казался положительным. Урожаи стали более регулярными, с меньшим количеством катастроф (последняя была в 2013 году). Золотой век, не так ли? Но изменения влияют и менее благотворно. В то же время участились суровые погодные явления — заморозки, град, бури, дожди во время сбора урожая, засушливое лето.
«Эти события оказывают огромное давление на виноградные лозы из-за плесени и стресса, в то время как производители изо всех сил стараются оберегать свои виноградники», — говорит Стефан Деренонкур, консультант, работающий с замками в Бордо.
Ощущение перемен
Возможно, наиболее очевидным влиянием на красное вино был уровень алкоголя, особенно с 2016 года. Он вырос с традиционных 13% или 13,5% до 14% и даже 15%. Это особенно верно в отношении Мерло, по-прежнему наиболее широко выращиваемого сорта в Бордо. Даже клоны не помогли.
«Большинство клонов Мерло неправильные, они созданы для фруктовых нот и сахара», — говорит Клэр Виллар-Луртон, владелица замков в Пойяке и Марго. Мерло также наиболее подвержен весенним заморозкам (как в 2021 и 2017 годах) и милдью.
«Сочетание изменения климата, океанического климата и монокультуры стало настоящей головной болью», — говорит Деренонкур. Болезни передаются с виноградника на виноградник.
Изменения на винограднике
Если Бордо поздно осознал изменение климата, то сейчас он прикладывает все усилия, чтобы противостоять этим изменениям. Пожалуй, самое громкое событие произошло в январе 2021 года, когда власти дали разрешение на посадку в Бордо четырех новых красных сортов — Аринарноа, Касте, Марселан и Турига Насьональ — и двух белых — Альвариньо и Лилорила. Виноделы могут использовать в купаже до 10% этих сортов.
Сорта были выбраны потому, что они поздно созревают, поэтому избегают весенних заморозков и могут выдерживать стресс. Вино Бордо производится из любого купажа Мерло (66% виноградников), Каберне Совиньон (22,5%), Каберне Фран (9,5%) и более мелких сортов (2%) Мальбек, Пти Вердо и Карменер.
«Мы хотели вернуть почву к жизни, а также создать на винограднике прохладные зоны, чтобы снизить летние температуры», — делится Пьер-Оливье Клуэ, технический директор Château Cheval Blanc.
Высаживается больше деревьев и живых изгородей, чтобы разбить монотонность виноградников. Почва, когда-то бесплодная из-за слишком большого количества химикатов, возвращается к жизни. Пространство отдается животным и насекомым. Назовите это биоразнообразием, и вы будете правы.
Жан-Кристоф Мо, владелец Château Brown в Пессак-Леоньян, является одним из производителей, продвигающих эти разработки. Поместье, оазис в пригороде Бордо, составляет 59 га, из которых 30 га занимают виноградники. Остальное парк, деревья и лес. Мо оставляет их и сажает новые деревья и цветы. Ульи были установлены, чтобы помочь размножению пчел. Поместьем управляют так, чтобы позволить как можно большему количеству видов процветать.
Один из наиболее очевидных примеров увеличения жизни растений был между рядами виноградных лоз. Там, где когда-то земля была пуста, теперь тщательно вспахана и живет своей жизнью. И так делают примерно на 85% виноградниках в Бордо. В Медоке Виллар-Луртон, владелица Château Haut-Bages Libéral в Пойяке, а также Ferrière и La Gurgue в Марго, подчеркивает важность почвенного покрова.
«Люди никогда не говорили о почве, только о лозах», — говорит она. «Так земля истощалась. Но мы начали работать с почвой 15 лет назад. Мы ввели зерновые, бобовые, клевер и другие культуры. У нас есть биодинамический сертификат. Теперь у нас есть живая почва, которая летом не страдает от засухи».
Она также выращивает новые деревья и живые изгороди среди и вокруг виноградников.
В Château Cheval Blanc в Сент-Эмильоне та же история. Живые изгороди теперь окружают участок площадью 40 га. Пьер-Оливье Клуэ, технический директор, начал посадку живой изгороди в 2008 году и добавил деревья и цветы.
«Мы хотели вернуть почву к жизни, а также создать прохладные зоны на винограднике, чтобы снизить летние температуры», — говорит он.
Помимо отдельных инициатив, реализуются более масштабные проекты. В апелласьоне Марго реализуется проект, финансируемый местными властями, по засадке почвы травами, подходящими для опыления. Другой проект в Сент-Эмильоне предусматривает посадку 300 000 деревьев и живых изгородей; новые правила сделают экологическую сертификацию обязательной с 2023 года.
Какое отношение все это имеет к изменению климата в Бордо?
Эти деревья, живые изгороди и почвенный покров не только возвращают жизнь виноградникам, но и улавливают углерод, позволяя виноградникам сбалансировать выбросы, создаваемые деятельностью человека и работой в погребах. Ферментация производит углекислый газ, и его улавливание является основным способом уменьшения углеродного следа.
В Château Smith Haut Lafitte в Пессак-Леоньяне, Château Guiraud в Сотерне и Château Montrose в Сент-Эстефе были разработаны методы улавливания углекислого газа и его использования. По словам Винсента Декапа, технического директора Montrose, «возможно, были высокие первоначальные затраты на установку оборудования, которое было разработано компанией по управлению отходами и окружающей средой Veolia, но мы уже возвращаем свои деньги, продавая бикарбонат калия — побочный продукт CO2».
Загадка Мерло
А еще есть Мерло. В Бордо производители работают над тем, как справиться с чрезмерно алкогольным Мерло. Новые клоны могут быть решением, но по словам Виллар-Луртон, молодые лозы Мерло были плохо посажены, у них слишком мелкие корни, которые летом страдают от стресса.
Производители, которые хотят заменить свое Мерло, получают субсидии. Каберне Фран в Сент-Эмильоне и Каберне Совиньон в Медоке и Гравепока менее подвержены влиянию изменения климата. Оба могут заменить Мерло. Как и Мальбек, который вернулся в пантеон винограда Бордо и созревает надежно и поздно.
Сорта винограда адаптируются. Но наступит переломный момент. Это будет частично зависеть от скорости изменений, как для производителя, так и для виноградников. Это будет зависеть от новаторских способностей производителей, как крупных, так и мелких, их готовности меняться и наличия средств для этого.
Бордо
Хотя все это не ново для винного мира, в Бордо есть отличительные черты. Во-первых, это Бордо, где десятилетиями ничего не менялось. И все же регион меняется. Не таким образом, чтобы повлиять на энтузиастов и любителей вина, а таким образом, чтобы помочь в борьбе с глобальным потеплением. В отличие, скажем, от Бургундии, поместья в Бордо большие, поэтому у владельцев есть место для экспериментов, чтобы попробовать что-то масштабное.
За последние пять лет в Бордо появилась готовность говорить об изменении климата и действовать в соответствии с ними.
«Производителям сложно изменить свой образ жизни и трудно изменить законодательство», — говорит Виллар-Луртон.
Цифры показывают изменения: в 2020 году органическое земледелие увеличилось на 43%. В 2019 году 55% продукции, используемой на винограднике, подходят для органического виноградарства по сравнению с 30% в 2009 году.
Благодаря океаническому климату в Бордо вполне может быть прохладнее, чем предсказывали еще в 2013 году исследователи из Австралии, которые предположили, что Бордо может достичь температуры, характерной для жаркого региона Риверленд в Южной Австралии. С сегодняшнего дня ожидайте, что Бордо, как великий океанский лайнер, будет медленно поворачиваться к инновациям и адаптироваться к изменению климата.
Но процесс только начинается, и подавляющее большинство из 5500 производителей Бордо не так продвинуты или богаты, как немногие привилегированные производители. Региону необходимо двигаться быстрее, чтобы как можно дольше сохранить то, что делает Бордо Бордо.